План открытия кофейни — начальный этап
Рассмотрим первую стадию открытия кофейни. Подготовка – фундамент нашего заведения, на котором будут строиться все дальнейшие действия. Стадия начинается в момент зарождения идеи открытия кофейни и может длиться от месяца до года и больше. Большинство шагов на этом участке планирования сложно измерить необходимыми временными отрезками.
Сбор информации об отрасли
В первую очередь после возникновения идеи нужно проанализировать, возможна ли реализация в принципе, и будет ли результат деятельности приносить доход. Как бы ни была интересна идея, если она не будет показывать финансовый результат — это хобби, а не бизнес. Мы должны выбрать, воспользоваться франшизой или открываться своими силами.
Далее нужно собрать максимум информации, это как раз то, чем я занимаюсь,
развивая этот сайт. Нужно читать книги и статьи по каждому конкретному аспекту.
Спрашивать у людей. Изучать готовые решения.
Мало просто получить информацию, важно её правильно структурировать, чтобы она была легко доступна в критический момент, когда будет необходима.
Создание команды проекта
Добиться в одиночку значительных высот трудно. Поэтому нам нужна команда. Выделим две группы людей: партнеры и наставники.
Партнеры
Партнеры – люди, непосредственно причастные к бизнесу, и заинтересованные в благоприятном развитии событий. Партнеров мы выбираем по определенным качествам.
Во-первых, партнер должен быть надежным человеком, и мы ему должны полностью доверять. Конечно, можно и иногда даже нужно нотариально оформить права и обязанности каждого участника бизнеса, но неподходящий человек всегда найдет способ все разрушить.
Во-вторых, партнер должен быть единомышленником, человеком, разделяющим наши взгляды на цели и перспективы бизнеса.
В-третьих, этот человек должен иметь дополняющие нас качества и возможности. То есть он должен обладать такими положительными чертами характера, которых нет у других партнеров, и такими навыками, которые бы пригодились при ведении бизнеса.
В-четвертых, этот человек не должен быть пессимистом, который бросит всю работу при первых трудностях.
Кофейня будет открыта при непосредственном участии в её работе моего двоюродного брата – Андрея.
Понятие партнерства само по себе очень широкое. Как партнеров нужно рассматривать всех работников кофейни, ведь окончательный результат зависит от каждого участника.
Наставники
Наставники – люди, которые хорошо разбираются в какой-то конкретной области знаний, у них мы будем учиться. Причем не обязательно эти люди будут нам рассказывать именно про кофейню, они могут вдохновлять и поддерживать нас, чем так же будут способствовать нашей продуктивной работе.
Найти правильных наставников – уже определенный успех. Наставниками могут быть как знакомые, родственники, друзья, коллеги, так и совершенно незнакомые люди, которым нравится делиться своими знаниями и опытом.
Уже на данном этапе я могу сказать «спасибо» своим родителям за поддержку, жене Марине за веру в меня и помощь в нахождении грамматических ошибок в тексте этих статей, Веронике за её знания о кофейнях и кофе как бывшей бариста, Вячеславу за информационную поддержку при создании этого сайта и дизайнерские знания, и кошке Клепе за то, что не дает подолгу спать утром, оставляя много времени для работы.
Разработка концепции кофейни и выбор названия
Мы должны решить, чем будет уникальна наша кофейня. Почему кофе будут покупать у нас, а не где-то еще. Может наша кофейня будет иметь какие-то особые дизайнерские решения? Или предоставлять услуги, которых нет у других кофеен. Необходимо продумать, кто будет нашими основными покупателями и как мы будем их заинтересовывать.
Далее нам нужно придумать название, которое отражает нашу концепцию. Это должно быть что-то необычное и запоминающееся. Чтобы прочитав его, люди заинтересовались и подошли к нам.
Про логотип и название нашей кофейни эта статья.
Создание дизайна и логотипа кофейни
Следующий шаг – разработка дизайна в соответствии с концепцией, выбор цветовых решений нашего бренда. Нам потребуется визуализация торгового островка (в том числе для арендодателей), варианты оформления фартуков бариста, примеры оформления стаканчиков и рекламной продукции.
Важной частью любой компании является логотип – это лицо бренда, по которому нас будут узнавать. Логотип будет размещен на нашей стойке, стаканчиках, визитках и вообще везде.
Я как человек, не сильно разбирающийся в дизайне и графических редакторах (хотя я и владею Kompas’ом, в нем все выглядит крайне убого), буду вынужден в этих вопросах прибегнуть к помощи сторонних организаций.
Обучение технологии приготовления кофе и работе с кофемашиной
Можно ли открывать кофейню и не знать самому всех тонкостей приготовления кофе? Я считаю, что нет. И тут у нас есть три совершенно разных варианта получения знаний.
Внедрение в работающую кофейню
Мечтали в детстве стать шпионом? Можно воплотить эту мечту с пользой. Устроиться в кофейню бариста и обучиться всему на месте. Важно выбрать небольшую кофейню, где продают только кофе, иначе могут отправить работать на кухню, а нам это не очень нужно. Опыт работы требуется не везде, в идеале перед устройством необходимо обзавестись медицинской книжкой.
Из плюсов то, что это абсолютно бесплатно и возможно даже сколько-то заплатят. Из минусов моральная сторона, ведь нам придется выдавать себя за того, кем мы не являемся и будем заранее знать, что уволимся через несколько недель. Кроме того, не факт, что нас обучат именно правильной работе.
Прохождение обучения на специальных курсах бариста
А можно вновь почувствовать себя студентом и записаться на курсы. Там научат правильно и красиво готовить кофе, а в конце еще дадут сертификат.
Отрицательной стороной является цена, в Москве 2 дня обучения будут стоить 10-15 тысяч рублей, в регионах за эти деньги можно обучаться около дней 5. Я считаю, нормальное обучение должно длиться не меньше 30 академических часов с большим количеством часов практики. Подобные курсы есть не во всех городах. Вот Нижний Новгород большой город, а курсов бариста в нем почти нет. О том, как я проходил курсы в этой статье.
Обучение в своей кофейне
Существует вариант нанять опытного бариста на пару дней после открытия кофейни и всему научиться на месте. Это наименее трудозатратный вариант, который обойдется недорого. Но эффективность по сравнению с двумя предыдущими вариантами, конечно, ниже.
Официальная регистрация бизнеса и открытие банковского счета
Для небольшой кофейни будет достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. При условии правильного заполнения документов мы станем ИП через 3 дня после подачи заявления. Также необходимо открыть счет ИП в банке, так как оплату всего необходимого для открытия мы будем осуществлять уже через этот счет. Открытию ИП посвящена специальная статья.
Создание плана открытия в графическом виде
Теперь введем предполагаемые данные в таблицу и получим план открытия кофейни в графическом виде. Еще раз подчеркну, для данной стадии открытия сложно установить точные временные рамки.
В данном случае мы считаем, что дизайном будет заниматься сторонняя организация, и во время его разработки мы сможем заняться обучением. Регистрацию ИП мы оставили на самый конец, так как с момента регистрации наша деятельность начнет облагаться налогом. Так как мы планируем выбрать форму налогообложения ЕНВД, то предположено, что мы будем оплачивать разработку дизайна не со счета ИП, однако в случае необходимости регистрацию ИП можно поставить перед разработкой дизайна.
Следующая статья будет посвящена второй стадии плана открытия, а именно поиску места расположения будущей кофейни.